В основном Линукс был создан в 1991 году, я учился тогда в университете. Я хотел создать себе дома такую же среду, которая была у меня в университете, и я не мог её приобрести. К этому времени я уже занимался программированием полжизни, так что для меня было вполне естественным, и так я поступал всегда — если я не мог чего-то раздобыть, я программировал это сам.
Зная то, что я знаю сейчас, я могу сказать, что именно то, что я сделал Линукс проектом с открытым кодом, позволило всему этому проекту осуществиться. Гораздо большую роль, чем технология, сыграл тот факт, что к работе удалось привлечь такое количество людей. Потому что они полюбили этот проект, они полюбили те вызовы, которые перед ними были поставлены, они полюбили эту технологию, и они считали, что это важно. И всего этого не случилось бы без подхода с открытым кодом. И кроме того, что этого бы не случилось, этот проект не смог бы стать тем, чем он стал, — намного большим, чем просто продукт, — чудесным опытом, сообществом людей, получивших море удовольствия. Это гораздо более приятное, гораздо более человечное сообщество, чем то, что вы можете увидеть вокруг большинства других компьютерных проектов.
Я думаю, что программирование — это чудесная профессия. Отчасти потому, что вам за это платят, но это всё ещё является искусством, своего рода слиянием науки и искусства, наподобие архитектуры. И это одна из тех технологических областей сегодня, где отдельный человек может существенно повлиять на ситуацию. Программирование до такой степени является искусством, что оно не может быть автоматизировано. И я не думаю, что большие компании занимаются искусством лучше, чем маленькие.
То, что я делаю, я делаю действительно хорошо. Часть моей работы, скажем прямо, — это не только программирование. Я неплохой программист, пожалуй, довольно хороший программист. Но на самом деле то, что сделало Линукс таким качественным, — это то, что я оказался способен наладить коммуникацию между людьми. Это довольно редкое качество для программиста. Обычно их считают чокнувшимися на программировании, без семьи, все эти штампы…
Линус: Как только они сами захотят. Пока что они вполне счастливы сидя рядом со мной, когда я работаю за компьютером. Один из них часто подходит и набирает что-нибудь на лежащей рядом клавиатуре, которая на самом деле ни к чему не подсоединена, и это всё, что они сейчас знают про компьютеры. Я не думаю, что вы должны изучать компьютеры в три года. Мне было не так уж просто, когда я начал изучать компьютеры, а мне было тогда одиннадцать лет. Они скорее всего начнут повседневно общаться с компьютером к тому времени, когда им будет семь-восемь лет, и я думаю, что я пойму, когда им действительно понадобится компьютер.
քոմենթներից մեկը
Еще интересный факт, который не прозвучал в интервью — жена Линуса является шестикратной чемпионкой Финляндии по каратэ.